Краткая хронология
325 г. - Император Византии Константин I Великий принимает решение о строительстве Храма на месте Воскресения Христова.
335 г. - окончание строительства Храма. 14.09 Храм освящён.
614 г. - Храм разрушен персами.
630 г. - Храм реконструирован.
1009 г. - Храм разрушен в период правления халифа аль-Хакима (996 - 1021 гг.).
1042 - 1048 гг. - Император Византии Константин Мономах переделал Ротонду в церковь.
1149 г. - новый Храм освящен крестоносцами 15.07.
1244 г. - Храм разрушен мусульманами.
1719 г. - Храм восстановлен.
1808 г. - Храм сильно поврежден пожаром.
1810 г. - Храм восстановлен.
Восстановим мысленно события того дня, когда Иисус восходил на Голгофу… Справа - городская стена тех лет (напомню, что Голгофа находилась вне черты города). Иисус был выведен из города и распят на Голгофе, затем возложен на камень, с целью приготовления к захоронению, и помещён в гробницу, принадлежавшую Иосифу Аримафейском. Прибыв в Палестину, царица Елена начала поиск святого места, определила его и обрела там Святой Крест. Над этими реликвиями, по повелению императора Константина I Великого, был возведен Храм.
Часто возникает вопрос - почему Храм находится в пределах городской стены, если известно, что Голгофа находилась за стенами города? Ответ прост: до 42 года н.э. территория, на которой расположен Храм, действительно находилась вне городской стены.
Задержимся еще немного во дворе перед Храмом.
Слева от нас расположены: церковь Св.Иакова, посвящённая брату Иисуса, первому епископу Иерусалима, соединённая проходом с храмом Марии Магдалины; церковь Сорока мучеников.
Справа: капелла Франков и часовня Св.Марии Египетской; капелла Архангела Михаила; капелла апостола Иоанна и монастырь Авраама.
Церковь Св. Иакова и Храм Марии Магдалины недавно отреставрированы. Подняв взгляд кверху мы увидим колокольню, находящуюся над церковью Сорока мучеников. Ныне она трёхэтажная, хотя изначально была выстроена в пять этажей.
Коптская капелла Св. Михаила (копты считаются истинными потомками древних египтян - тех самых, что строили пирамиды и обожествляли кошек, в отличие от населяющих Египет в настоящее время арабов), как правило, открыта для посещений. Она примечательна старыми образами, писанными в наивной, но обаятельной манере на оливковых досках. А еще из нее можно спуститься по узким влажным ступенькам в древнюю цистерну-водохранилище. Причем, это одна из редких цистерн, в которую вода не поступала по искусственно прорытым каналам, а собиралась в сезон дождей фильтрацией через почву. Поэтому вода в цистерне есть и по сей день.
Внутри Франкской капеллы находится Десятая Станция Крестного Пути, Придел Деления Риз.
На фото - это маленькая капелла с крутыми ступенями в правой части снимка.
Но приблизимся наконец ко входу. Перед нами массивная пара дверей, одна из которых замурована. У входа в Храм - расколотая мраморная колонна.
История ее такова:
В 1578 году, при смене турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха представителю Армянской церкви.
Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую Субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны. Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха.
А теперь войдем в Храм...
Прямо перед собой входящий видит Камень Помазания. Камень источает жидкость, оставляющую слабый приятный запах - ладан-не ладан, что-то похожее. Здесь, на Камне, обычно святят крестики, четки - и другие мелкие предметы, призванные стать верными оберегами для верующих. Арка с крутой лестницей наверх - поднимается на Голгофу. Она находится справа от входа.
Настал час продолжить Крестный путь Иисуса...
Склонившись, пройдем под низкой аркой, и по 18 крутым ступеням поднимемся на Голгофу. Здесь расположены 11, 12 и 13 Станции Крестного Пути.
Одиннадцатая Станция - Прибитие к Кресту.
В алтаре хранятся драгоценные дары Храму, в том числе серебряный ковчег, дар герцога Тосканского. На его шести плоскостях изображены сцены Страстей Господних.
Двенадцатая Станция - Смерть Иисуса на Кресте.
Станция принадлежит греко-ортодоксальной Церкви. Обилие росписей, лампад, икон, плюс возможность коснуться рукой самой священной скалы. Распятая фигура Иисуса с каноническим расположением Матери и Иоанна (евангелиста).
Тринадцатая станция - Снятие тела Иисуса с Креста
Латинский алтарь, посвящённый Скорбящей Богоматери. Вы видите его под аркой, разделяющей латинский и православный приделы, между Одиннадцатой и Двенадцатой Станцией (Местом Распятия). Здесь написаны слова: "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла". Под стеклом, на алтаре, установлена деревянная статуя Богородицы, подаренная королевой Португалии Марией I Браганской (годы правления 1777 - 1816) в 1778 году.
К Камню миропомазания, на который был положен Иисус для умащения тела, в соответствии с еврейским обрядом, мы подходим после того, как спустимся с Голгофы. Он стоит в главном притворе храма и принадлежит всем шести конфессиям, которые представлены в Храме: латинской, греко-ортодоксальной, русской православной, армянской, коптской и сирийской. Правда, число и расположение лампад - не равнозначное, они зависят от очень многих причин, о которых Вам расскажет гид на месте. Это одно из двух мест, на которое паломники кладут приносимые ими вещицы с целью их освящения. Проходя отсюда к Гробнице, обратите внимание на находящуюся слева часовню. Это капелла Трёх Марий.
"Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему, между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Заведеевых".
От Матфея, (27:55/56).
Четырнадцатая станция - Положение во Гроб
В центре большой Ротонды (диаметр - 32 м.), называемой по-гречески "Анастазис" - "Воскресение", находится древнейшая святыня христианства - Гробница Иисуса Христа. Она помещена в небольшую часовню (католическое название - "эдикула", православное - "кувуклия"), возведенную на том месте, на котором когда-то находилась подлинная иудейская гробница.
Размеры Кувуклия - 8 х 6 м. Он состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (в ней размещён Святой Гроб), и восточной, почти прямоугольной (3.4 м. х 3.9 м.), где находится придел Ангела. С противоположной от входа западной стороны расположена маленькая коптская капелла, к которой тоже выходит подножие гробницы. Когда как, но по большей части длинная очередь ждёт тех, кто хочет войти в Кувуклий. Он вмещает не более 3-5 человек и поэтому по молчаливой договоренности люди заходят не более, чем на пару минут. Входя, окиньте беглым взглядом мраморное убранство дверей. На левом косяке их изображены фигурки жен-мирроносиц, а на правом - простирающий к ним руку ангел - это ангел благовествующий - Архангел Гавриил. Над дверью размещены на греческом языке его слова: "Что ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь, Он воскрес". В приделе Ангела, в мраморном ларце, хранится святыня - остаток камня, некогда прикрывавшего входную дверь в Гробницу. А в стенах проделаны два отверстия, через которые на Пасху подаётся Святой Огонь, трепетно ожидающим его верующим. Сама Пещера Гроба (207 см. х 193 см.) занята наполовину каменным ложем, "лавицей", на котором покоилось тело Христа. На мраморном пологе находятся три иконы "Воскресения": от латинской, греческой и армянской Церквей, как основных христианских исповеданий. Поэтому здесь и совершаются ежедневно три литургии. Под средней иконой - надпись на греческом языке: "Христос Воскресе!". Подавляющее большинство паломников кладут на плиту различные вещицы, которые хотят таким образом освятить.
С уважением, Маргарита Фукс
Комментариев нет:
Отправить комментарий